• 8 (383) 315-39-05

  • г. Новосибирск, ул. Блюхера 6, офис 1

  • 8 (383) 343-34-16

  • г.Новосибирск, ул. Степная 25, офис 4

В 2021 году предпринимателей ждёт немало законодательных инициатив.

Одна из таких инициатив — отмена Федерального закона № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники. С 1 января 2021 года положения, которые в нём содержатся, будут интегрированы в Налоговый кодекс РФ, а сам он утратит силу.

Отмена 54-ФЗ. С чем это связано?

Для чего это понадобилось?

Главный аргумент законодателей в пользу нововведения — несоответствие современным реалиям многих норм права, в том числе содержащихся в 54-ФЗ о ККТ. Власти убеждены, что оно тормозит развитие бизнеса, и в этом есть своя логика.

Налоговый кодекс и ККТ

В настоящий момент контроль за применением контрольно-кассовой техники осуществляют налоговые органы. Регистрация, перерегистрация и снятие ККТ с учета, проверка кассовой техники, привлечение к ответственности за ее неиспользование или нарушение порядка использования — вот лишь часть обязанностей налоговиков в сфере применения ККТ.

Чтобы облегчить работу сотрудникам налоговых органов и систематизировать правовые нормы, касающиеся порядка применения ККТ, чиновниками был разработан законопроект о внесении изменений в НК РФ (ID 02/04/07-20/00106012). Его авторы планируют перенести положения о ККТ из Закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 в НК РФ. Не обойдется и без нововведений: новых штрафов и проверок. Но обо всем по порядку.

Наиболее значимые изменения

Появление нового вида налоговых проверок – оперативных

В настоящее время есть два вида — камеральные, то есть плановые, и выездные, то есть те, которые проводятся по жалобам потребителей.

В 2021 года к ним добавятся оперативные - при их проведении сотрудники налоговой инспекции будут контролировать правильность и полноту отражения выручки по онлайн-кассам. Компании для оперативных проверок будут выбирать случайно по данным ОФД. Предприниматель даже не будет осведомлён о том, что его проверяют — он узнает об этом, лишь получив результат (и, возможно, штрафную санкцию).

Запрет доступа к информационным системам и (или) программам для ЭВМ

С 2021 года налоговики смогут блокировать:

  • доменное имя сайта;
  • сетевой адрес;
  • указатель страниц сайта в Интернете;
  • программы для ЭВМ, включая мобильные приложения;
  • страницы сайта в соцсети, блога (микроблога) и иных сетевых сообществ в Интернете;
  • страницы нарушителя в мессенджерах.

Подобные санкции будут применяться лишь к злостным нарушителям, отвечающим одновременно 3 условиям:

  • Нарушение совершено повторно.
    Организация или ИП привлекалась к ответственности в течение года за нарушение обязанности по фиксации расчетов.
  • Невыдача чека (иные нарушения по фиксации расчетов) в крупном размере.
    Крупным признается размер, при котором сумма расчетов, осуществленных без фиксации, составила в совокупности 1 000 000 руб. и более.
  • С момента невыдачи чека прошло больше 48 часов.
    Только при соблюдении указанных условий налоговые органы смогут запретить доступ к интернет-ресурсам ИП или организации. Решение о запрете вправе принять только ФНС по докладу руководителя (заместителя) налогового органа. Начальники инспекций без ведома ФНС принять такое решение не могут.

Продолжительность блокировки может достигать 90 суток и исчисляться этот срок начинает с даты приостановления доступа.

Приостановление деятельности организации и ИП

Это наказание налоговый орган может назначить, если посчитает, что организация и ИП не станет исполнять решение о привлечении к ответственности и иные меры ответственности на него не подействуют. Наказание это не новое, его перенесут из КоАП РФ.

Приостановление деятельности — временное прекращение деятельности организации или ИП в виде наложения запрета на реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав) и иную деятельность организации или ИП по осуществлению расчетов. Также, как и в случае с блокировкой интернет-ресурсов, срок приостановки деятельности может достигать 90 суток и выносить такое решение может только ФНС.

Условия для приостановки деятельности, такие же, как и при запрете доступа: повторное совершение нарушения в течение года, невыдача чека в крупном размере и нарушение срока фиксации расчета более 48 часов.

Будут введены новые термины и определения, а некоторые старые будут отменены

Некоторые изменения претерпят и основные понятия, перенесенные из Закона № 54-ФЗ. Большую часть из них оставят, но некоторые исключат из оборота.

Так, в новой редакции НК РФ на смену термину «применение контрольно-кассовой техники» придет термин «фиксация расчетов».

Под ним подразумевается действия организаций и ИП по формированию фискальных документов с помощью ККТ и через личный кабинет на сайте ФНС.

Также появятся определения понятиям «расчетный чек», «мнимый и притворный расчет», «оперативный контроль». Из оборота исчезнут термины «БСО», «система для БСО», «пользователь ККТ».

«мнимый расчет» — это расчет, в действительности не существующий и проведенный только для вида; или же несуществующее обязательство или факты, не имеющие места в реальности;

«притворный расчет» — тот, который прикрывает другой расчет.

Если налоговая служба (ФНС) поймает предпринимателя на проведении таких расчетов, то будет штрафовать.

Исчезнут взыскания для физических лиц

Это значит, что штрафовать продавцов больше не будут, то есть вся ответственность за нарушения ляжет на плечи предпринимателя.

Онлайн-кассы

Кассовые аппараты Онлайн

Онлайн-касса – кассовый аппарат, оснащенный фискальным накопителем. С помощью устройства можно формировать как бумажные, так и электронные чеки. После изменений в законодательстве ФЗ-54 все предприниматели обязаны передавать чеки в налоговую через ОФД, что возможно только с помощью онлайн-касс.

Штрафы и санкции

Ещё одна новелла — изменение системы штрафов за неправильное применение контрольно-кассовой техники. Появятся новые штрафные санкции, исчезнет их минимальный процентный размер, сотрудники ФНС получат большой арсенал полномочий вплоть до приостановки деятельности фирмы.

За неприменение ККТ на ИП будет наложено взыскание в размере 50 % от суммы расчета, но не меньше 10 тысяч рублей, а на организацию — в размере суммы расчета, но не меньше 30 тысяч (раньше для ИП штраф составлял от 25 до 50 %, а для юрлиц — от ¾ до 1 % от суммы расчета.

За применение ККТ с нарушениями для ИП штраф будет составлять 3 тысячи рублей, для организаций — 10 тысяч (раньше суммы составляли 1,5-3 тысячи и 5-10 тысяч соответственно).

За неуказание в чеке наименования товара, подлежащего маркировке, будет взиматься штраф в размере 50 тысяч рублей для ИП и 100 тысяч для организаций.

Ниже в таблице приведены сравнительные данные.

Ответственность по КоАП РФ (до 01.01.2021) Ответственность по НК РФ (после 01.01.2021) Что изменится

Неприменение ККТ в установленных законом случаях (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Штраф:

  • на должностное лицо — от ¼ до ½ % от суммы расчета, проведенного без ККТ, но не меньше 10 000 руб.;
  • на юрлицо —от ¾ до 1% от суммы расчета без ККТ, но не менее 30 000 руб.

Осуществление расчета без его фиксации (ч. 1 ст. 12915 НК РФ).

Штраф:

  • на ИП — 50% от суммы расчета, осуществленного без ККТ, но не меньше 10 000 руб.;
  • на организацию — в размере суммы расчета, но не меньше 30 000 руб.
  • Изменена формулировка правонарушения;
  • изменен перечень лиц, привлекаемых к ответственности (ИП вместо должностного лица, организация вместо юридического лица).
  • убран минимальный процентный размер штрафа

Применение ККТ, несоответствующей установленным требованиям, либо применение ККТ при нарушении порядка ее регистрации, перерегистрации и условий использования (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).

  • Штраф на должностных лиц — от 1 500 до 3 000 руб.
  • Предупреждение или штраф на юрлиц — от 5 000 до 10 000 руб.

Осуществление фиксации расчета с нарушением установленных требований (п. 3 ст. 12915 НК РФ).

Предупреждение или штраф:

  • на ИП — 3 000 руб.
  • на организацию — 10 000 руб.

Ненаправление организацией или ИП при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме или на бумаге (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Предупреждение или штраф:

  • на должностных лиц — 2 000 руб.;
  • на юрлиц — 10 000 руб.

Ненаправление организацией или ИП при фиксации расчета покупателю (клиенту, заказчику) кассового или расчетного чека в электронной форме или на бумаге (п. 4 ст. 12915 НК РФ).

Предупреждение или штраф:

  • на ИП — 2 000 руб.;
  • на организацию — 10 000 руб.
  • Незначительное изменение формулировки (в т.ч. убрано упоминание про БСО);
  • изменен перечень лиц, привлекаемых к ответственности

Непредставление организацией или ИП информации или документов по запросам налоговых органов или представление такой информации и документов с нарушением сроков (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).

Предупреждение или штраф:

  • на должностных лиц — от 1 500 до 3 000 руб.;
  • на юрлиц — от 5 000 до 10 000 руб.

Непредставление организацией или ИП информации и документов по запросам налогового органа, направленным в рамках оперативного контроля или представление с нарушением сроков (п. 4 ст. 126 НК РФ).

Предупреждение или штраф:

  • на ИП — 3 000 руб.;
  • на организацию — 10 000 руб.

Не предусмотрена

Фиксация мнимого или притворного расчета (п. 2 ст. ст.12915 НК РФ).

Штраф:

  • на ИП — 50% от суммы зафиксированного мнимого или притворного расчета, но не меньше 10 000 руб.;
  • на организацию — в размере полной суммы зафиксированного мнимого или притворного расчета, но не менее 30 000 руб.

Ранее ответственности за подобное правонарушение ни КоАП РФ, ни Закон № 54-ФЗ от 22.05.2003.

Неуказание в фискальном документе наименования товара, подлежащего обязательной маркировке либо указанием наименования в искаженном виде п. 5 ст. 12915 НК РФ).

Штраф:

  • на ИП — 50 000 руб.
  • на организацию – 100 000 руб.

Непредставление в срок в налоговые органы всех фискальных данных, которые подлежат передаче (п. 6 ст. ст.12915 НК РФ).

Штраф:

  • на ИП — 100 000 руб.;
  • на организацию — 200 000 руб.

И это не все штрафы, есть и другие, но объединяет их одно: убрали минимальный процентный размер взыскания и добавили новые санкции. И так как власть полностью перейдет к ФНС, сотрудники ведомства смогут приостанавливать деятельность компании.

Если законопроект об отмене Закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 примут, все его положения переместятся в НК РФ, а сам закон прекратит свое действие.

Вряд ли кого-то удивят новые правила, ведь в последние годы государство все больше уделяет внимание кассовой дисциплине. Сильно ужесточится контроль, за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей. Повысится ответственность в осуществлении расчётов, а равным образом ответственность в правильном применении кассовой техники.

Поделиться

Последние статьи

Что изменилось в марте в сфере онлайн-касс, весов и торгового оборудования
  • 11 апреля 2023 г.

Что изменилось в марте в сфере онлайн-касс, весов и торгового оборудования

Многие компании работают с оффлайн-клиентами и одновременно выполняют онлайн-расчеты, что предъявляет особые требования к регулированию применения ККТ. Широко...

Почему эффективный софт – это двигатель торговли
  • 29 ноября 2022 г.

Почему эффективный софт – это двигатель торговли

Увеличение потока клиента – главный драйвер развития в сфере ритейла. Но он же может привести к катастрофе, если в магазине не настроены ключевые бизнес-процессы, не...

Власти намерены усилить контроль за использованием ККТ на рынках
  • 11 апреля 2021 г.

Власти намерены усилить контроль за использованием ККТ на рынках

Минфин России и Федеральная налоговая служба намерены всерьез заняться ситуацией на розничных рынках. Сейчас в данной сфере наблюдается недостаточный контроль за...

Наши партнеры

Наша компания является официальным партнером «УЭБ Технолоджи» специализирующихся на производстве контрольно-кассовой техники.

Наша компания является официальным дилером Mertech специализирующихся на производстве весоизмерительного оборудования, сканеров и т.д.

Наша компания является официальным партнером ООО «АТОЛ» специализирующихся на оборудовании и ПО для автоматизации торговли.

Наша компания является официальным партнером «PRO» специализирующихся на производстве банковского оборудования, детекторов и счетчиков.

Наша компания является официальным партнером Платформа ОФД являющегося официальным оператором фискальных данных.

Наша компания является официальным партнером ООО «Такском» являющегося официальным оператором фискальных данных.

Наша компания является официальным партнером ООО «ЭВОТОР» специализирующихся на оборудовании и ПО для автоматизации торговли.

Наша компания является официальным дилером ООО «КСТ» специализирующихся на производстве весоизмерительного оборудования.

Наша компания является официальным партнером «DORS» специализирующихся на производстве банковского оборудования, детекторов и счетчиков.

Наша компания является официальным партнером ЗАО «Штрих-М» специализирующихся на современных системах автоматизации бизнеса.

Наша компания является официальным партнером «Инкотекс» специализирующихся на производстве контрольно-кассовой техники.

Наша компания является официальным партнёром МТС Касса на территории Новосибирска.

Наша компания является официальным дилером ГК «Невские весы» специализирующихся на производстве весоизмерительного оборудования.

Наша компания является официальным партнером Фирма «1С» специализируется на разработке, дистрибьюции компьютерных программ.

Кассовые аппараты и расходные материалы Банковское оборудование Весы и весоизмерительное оборудование Электрон-сервис
630073, Россия, Новосибирская область г. Новосибирск ул. Блюхера 6
info@escto.ru
8 (383) 299-43-12 пн-пт 9:00-18:00 https://www.escto.ru/assets/images/logo_og.png